Главная » Статьи » Методическая копилка

«Игра – естественный спутник ребенка» (учитель физической культуры Беляева Л.Б.)

Психологи утверждают, что каждому человеку необходима игра для поддержания психики в нормальном состоянии и обеспечения естественной психологической нагрузки. Было замечено, что в игре дети преодолевают страх, скованность, активизируют свою деятельность, создают ситуацию успеха. Творчество и фантазия учащихся – это одно из важных условий игровых ситуаций. Индивидуальные различия в физическом развитии между учащимися, предполагают различия в объеме усваиваемых ими двигательных навыков, в темпах обучаемости, в степени гибкости их ума. Требовать равного усвоения программного материала всеми учащимися бесцельно, да и в этом нет необходимости. Важно учитывать возможности ученика, его склонность и предрасположенность к какому-то виду спорта. Это можно определить во время игровой ситуации. Так как только в игре ученик может познать себя, самоопределиться и самореализоваться, а также формировать и развивать определенные физические качества.

Программа по физической культуре и тематическое планирование позволяют на всех уроках использовать игровую деятельность. Учащиеся приобретают умения и навыки соревновательно-игровым методом, что способствует решению задач, повышает плотность урока и способствует более правильной дозировке упражнений на протяжении всего урока. В игре совершенствуются элементы техники отдельных видов спорта.

Обучая играм, необходимо, чтобы они соответствовали той части урока, в которую они введены. Во вводной части урока-игры и упражнения должны способствовать подготовке организма к предстоящей интенсивной работе в основной части. Во вводной части урока вместо бега часто использую игры: «Салки», «Догонялки», «Пятнашки», добавляем упражнения: приседания, прыжки, сгибание и разгибание рук в упоре лежа. Организм детей с помощью этих игр быстро включается в работу, что дает возможность подготовить детей к более сложной работе.

В основной части урока важно, чтобы соревновательно–игровая деятельность логически вытекала из потребности закрепить тот или иной навык. Например, в основной части урока провожу: на уроках спортивных игр используем эстафеты с элементами баскетбола и волейбола, которые позволяют быстрее повторить и закрепить упражнения; на уроках легкой атлетики такие игры как «Черные и белые», «Кто быстрее» они дают возможность повторить и закрепить низкий старт. Использование игр в основной части урока позволяет повысить темп выполнения физических упражнений.

В заключительной части урока использую игры для расслабления и успокоения организма после нагрузки и эмоционального подъема. В этой части используем игры: «Запрещенное движение», «Класс, смирно!», «По точкам», игры на внимание или аутотренинг в течение 1-2 минут, что позволяет привести организм в состояние покоя.

Ученикам не нравятся стандартные уроки, где они играют по 2-3 минуты, ну а если весь урок построить на игре (использовать игровые и соревновательные методы), то возникает интерес к урокам физической культуры. На уроках применяю разнообразные игры, где можно увидеть творческие способности ученика. Игра зажигает огонек пытливости и любознательности, особенно у учеников средних классов. (Они в конце урока задают вопросы: «будем ли играть на следующем уроке?», «а в какую игру?», «а где это можно найти и прочитать?» и т. д.). Во время проведения игр, дети вживаются в нее и живут в ней, а следы этой жизни (те упражнения, которые используются в игре) остаются в сознании. Макаренко говорил: «Как ребенок играет, так он и будет работать». Его слова не расходятся с реальностью. Игровой метод создает эмоциональный фон и формирует у учащихся интерес к занятиям.

Ученые доказали, что во время игры человек развивается физически и познает окружающую деятельность. Через игру ребенок входит в мир знаний, на положительном эмоциональном фоне начинает изучать азбуку науки. Без игрового метода не мыслимо изучение и закрепление программного материала по физической культуре.

Игра – естественный спутник ребенка и поэтому отвечая законам, заложенной самой природой в развивающемся организме ребенка – потребность в движениях. В игре используются естественные движения, большей частью в развлекательной ненавязчивой форме, в ней присутствует творчество и фантазия ребенка.

Все дети любознательны и во время игр стремятся испытать свою силу и ловкость, открывают тайны, стремятся к трудному, далекому и прекрасному. У ребят в результате игры возникает радость и эмоциональный подъем. Игры, особенно связанные с элементами соревнования способствуют всестороннему развитию ученика. Игра воспитывает не только координацию, ловкость, меткость, но и развивает чувство коллективизма, дисциплинированности, ответственности; дети учатся преодолевать трудности, у них развивается наблюдательность, активность и инициатива, формируется выдержка и самообладание; они учатся правильно реагировать на неудачу, то есть игра развивает все, что ребенку пригодится в жизни.

Л. С. Выготский пишет, что игра возникает на всех стадиях жизни человека и является естественной особенностью человеческой природы. Он пишет, что игра не случайная забава, а жизненная необходимость, она воспитывает детей, подготавливает к жизни, учит детей ставить цель и осуществлять ее, организует высшие формы поведения связанные с решением сложных задач и требует от детей напряжения, сметливости, находчивости и комбинированных действий, учит разумному и сознательному поведению.

Детям любого возраста больше нравится играть, чем заставлять себя активно и настойчиво учиться. Увлекаясь игрой, они отдаются ей всей душой и забывают о своих недостатках и слабостях, а часто демонстрируют результаты, которые не возможны в условиях обычной деятельности. Во время игр у ребят появляется спортивный азарт, душевный подъем, неуемное стремление к победе; проявляются такие качества, как сметливость, расчетливость, сила, быстрота, ловкость. Победа в игре повышает у детей уверенность в себе, стимулирует жизненную активность. Порожденные игрой положительные эмоции возбуждают у детей желание проверить свои силы в более сложных ситуациях и при этом они не чувствуют усталости даже при повышенных объемах работы. Игра воспитывает у детей устойчивый интерес к занятиям, формирует знания, умения, и навыки; дает большую информацию о предмете, усиливает оздоровительный эффект. Таким образом, можно сделать вывод, что игра позволяет более рационально использовать время на уроке, позволяет заинтересовать детей занятиями спортом, помогает дать знания, умения и навыки не навязчиво; повышает эмоциональный фон урока; раскрепощает детей и заставляет их думать и выполнять сложные физические упражнения.

Игра - это очень интересный способ увлечь занятиями физической культурой.

Список литературы:

1. Бриль. М.С. В процессе проведения подвижных игр. // Физическая культура в школе. 1999, № 9, с.24-25.

2. Былеева Л.В. Подвижные игры на уроках. //Физическая культура в школе. 1985, № 8,с 15-18.

3. Демидова Е.В. Особенности организации соревновательной, игровой и самостоятельной двигательной деятельности детей. //Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2004, № 1, с.59-62.

4. Власов В.В. Игре все возрасты покорны. //Физическая культура в школе. 1994, № 6,с.63-64.

5. Куприянов Б.В., Рожков М.И., Фришман И.И. Организация и методика проведения игр с подростками: Взрослые игры для детей. Учебно–методическое пособие. Москва, ВЛАДОС, 2001.

Категория: Методическая копилка | Добавил: aagurova (26.05.2021)
Просмотров: 6 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar