Главная » Статьи » Инновации | Эксперимент

ИКТ в урочной и внеурочной деятельности обучающихся: читаем, творим, развиваемся (учитель русского языка и литературы Лазарева Е.В.)

            Статья содержит описание информационно-коммуникативных технологий в урочной и внеурочной деятельности обучающихся, а также раскрывает сущность творческого подхода к чтению художественной литературы.

            Говорят, что чужая душа - потёмки. Эту мысль опровергает художественная литература. Она высвечивает внутренний мир другого человека и даёт возможность понять его и побывать в нём каждому вдумчивому читателю. Писатель Юрий Бондарев назвал процесс чтения «великим переселением из мира внешнего в мир внутренний». В этой метафоре содержится вся суть восприятия художественной литературы, тысячи страниц которой заполнены отображением души человеческой.

            На первый взгляд, кажется, что читающий человек ничего не создаёт, а лишь воспринимает творчество писателя. Но это не так. Чтение — это творческое воссоздание содержание текста в сознании читателя. «Воссоздание» в отличие от «восприятия» несёт в себе не репродуктивное (взять готовое), а созидательное начало, определяемое силой образного слова. При всей разнице читательских откликов на прочитанные книги в них можно заметить общие черты. Они и отображают творческий характер чтения. Назовём некоторые из них: чуткость к слову, его многозначности, свежесть и непосредственность восприятия; яркость воображения, создание собственных образов и представлений; возникновение аналогий и ассоциаций в ходе чтения, позволяющее сравнивать, вспоминать; умение по немногим деталям воссоздавать целое, а целое видеть в деталях; интерес к судьбе автора и мысленное общение с ним в ходе чтения.

            Внешними показателями творческого чтения является отрицательная реакция читателя на фальшь и безликость текста, склонность к перечитыванию полюбившихся книг, открытость для передачи читательских впечатлений другим. Л. С. Выготский заметил: «Не само по себе чтение влияет, а переживание ребёнка в процессе чтения влияет на его развитие». Добавим, не только переживание, но и мышление, фантазия, память - активность восприятия в целом. Воображать в процессе чтения означает видеть и слышать внутренним зрением и слухом. Возникающие в сознании образы пробуждают чувства, будоражат память, активизируют внимание и мысль. Для мобилизации детского воображения методисты придумали много специальных приёмов и способов. Например, устное словесное рисование, творческий пересказ, метод иллюстрирования текста и его инсценировки, выразительное чтение. В методике освоен путь от произведения к жизни, от жизни к произведению.

            Одна из серьезных проблем, которую видят перед собой учителя русского языка и литературы – это то, что современные дети и подростки не хотят читать книги. Отчасти это объясняется тем, что информационные технологии составляют конкуренцию традиционным источникам информации. Однако в действительности, современные технологии обладают значительным потенциалом для продвижения книги и литературы, для приобщения к чтению и могут использоваться как в массовой, так и индивидуальной работе с учащимися. Одним из наиболее перспективных направлений работы со школьниками является использование сетевых интерактивных технологий, таких как вики, блоги, форумы для поощрения чтения и продвижения литературы и ресурсов. Использование сервисов Web 2.0 позволит продвигать чтение, формировать навыки групповой работы и сотрудничества, формировать навыки информационной грамотности, активизировать интерес школьников. Формы использования информационных технологий для приобщения детей и подростков к чтению разнообразны и могут быть сгруппированы в несколько направлений: мультимедиа и электронные материалы (презентации) в качестве сопровождения, продвижение книги и чтения через сайт школы. интерактивные сетевые формы работы, создание электронных ресурсов преподавателем и школьниками. За счет одновременного воздействия графической, звуковой, фото и видео информации мультимедийные средства обладают большим учебным и воспитательным потенциалом. Экспериментально установлено, что при устном изложении материала обучаемый за минуту воспринимает и способен переработать до одной тысячи условных единиц информации, а при «подключении» органов зрения до 100 тысяч таких единиц. Большим потенциалом для продвижения книги и чтения является школьный сайт - proschool3 . Так, обучаемые и их  родители имеют доступ к школьному сайту и активно им пользуются, берут информацию о книгах, рекомендованных к прочтению, читают полезные советы. Также на сайте есть раздел «Творческая мастерская», где любой пользователь может оставить свой отзыв о прочитанной книге или написать   продолжение художественного произведения, опубликовать  стихотворение  собственного сочинения и другое. Уроки литературы - это уроки искусства, где важны и музыка, и живопись. Всем этим может обеспечить компьютерная техника с ее мультимедийными возможностями, которые позволяют увидеть мир глазами живописцев, услышать актерское прочтение стихов, прозы и классическую музыку.

            Сегодня на уроках литературы все чаще используются современные технологии: к ним можно отнести и показ презентаций, и проигрывание музыкальных композиций, и просмотр видеофильмов. Поскольку в наше время литература тесно связана с другими видами искусства, использование последних технических средств становится все более актуальным.

            Многие классические произведения нашли свое воплощение в кинематографе. Фильмы служат хорошим подспорьем на уроках литературы. Учитель может использовать отдельные видеофрагменты при проведении традиционного урока, а может организовать киносеанс с обязательным последующим обсуждением просмотренного кинофильма.

            Самой распространенной формой работы на уроке литературы можно назвать работу с компьютерными презентациями, выполненными в программе PowerPoint. Цели, преследуемые педагогом, применяющим презентации, могут быть разными. Основная функция презентации - служить наглядным материалом. При помощи проектора на широкий экран выводятся цветные портреты писателей, иллюстрации к произведениям, фотографии и многие другие изображения, оживляющие ход урока, пробуждающие у обучающихся интерес к литературным произведениям, позволяющие образно представить жизнь и личность писателя. Вторая функция презентации - информативная. Цели урока, задания, вопросы можно вывести на экран, чтобы предоставить учащимся возможность самостоятельно работать с ними. При этом презентация может служить как основной формой проведения урока (когда она несет значительную часть информационной нагрузки), так и дополнительной (в данном случае она играет роль наглядного пособия или опорного конспекта). Кроме того, презентации могут быть одной из форм отчетности по завершении работы над литературным проектом. Мои ученики неоднократно использовали именно презентации в качестве сопровождения к исследовательским работам по литературе и во внеурочной деятельности. Индивидуальная работа учащихся по созданию презентаций развивает их самостоятельность, поисковую деятельность, инициативность, творчество. Защита презентаций помогает детям обрести уверенность в себе, способствует выработке коммуникативных качеств. Наиболее часто презентация используется на уроках изучения биографии. Данные работы обычно представляют набор изображений: портреты, фотографии писателей, мест, связанных с их жизнью и творчеством; а также несут краткую информацию об основных этапах литературной деятельности и жизни.

           Применение тестовых технологий позволяет проводить промежуточную и итоговую аттестацию. Целями тестирования являются самодиагностика, проверка усвоения нового материала, базового уровня. Компьютерное тестирование более привлекательно для детей, чем бланковое, результат они видят сразу, могут тут же увидеть и исправить свою ошибку, выбрать тест по своему уровню. Информационные технологии позволили добиться качественно более высокого уровня наглядности учебного материала и положительной динамики результативности обучения. 

            Воспитание творческой личности становится для современного общества насущной потребностью. Способность творчески мыслить, решать нестандартные задачи, прогнозировать — это признак настоящего профессионала и гражданина. А человек     творческий — это обязательно человек читающий.

            На уроках литературы ИКТ позволяют открыть активный познавательный потенциал учащихся, дают им возможность всесторонней подготовки к непрерывному процессу образования, создают стихии заинтересованности, поиска, творчества, воспроизводства знаний, а также стихию доброжелательности, в которой ученик и учитель выступают в качестве партнёров. Учитель должен сформировать в школе личность, обладающую информационными и коммуникативными навыками, навыками решения проблем, межличностного общения и самоконтроля. Поэтому информационно-коммуникационные технологии видятся мне наиболее перспективными для достижения этой цели, так как они отвечают всем требованиям наглядности, возможности самостоятельной и исследовательской работы. 
 

            Литература

  1. Селевко Г. К. Энциклопедия образовательных технологий. В 2-х т., Т.1, Т.2 - М., 2005.
  2. Ширинкина М.А. Компьютерное обеспечение гуманитарного образования: информационные технологии в обучении русскому языку: метод пособие. Пермь, 2007.
  3. Тихомирова И. И. Как воспитать талантливого читателя: сб. статей в 2-х частях – М., 2009.
Категория: Инновации | Эксперимент | Добавил: aagurova (09.01.2018)
Просмотров: 38 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar