Главная » Статьи » Инновации | Эксперимент

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ (Малютова А.С., учитель физической культуры)

«Гимнастика, физические упражнения, ходьба должны прочно войти в повседневный быт каждого, кто хочет сохранить работоспособность, здоровье, полноценную и радостную жизнь.» 
Гиппократ

ВВЕДЕНИЕ

Физическая культура в школе является неотъемлемой частью формирования общей культуры личности современного человека, системы гуманистического воспитания школьников. Как учебная дисциплина, обязательная для всех, она является  одним из средств формирования всесторонне развитой личности, оптимизации физического и психофизиологического состояния учащихся в процессе обучения.

В основе  учебно-воспитательного процесса школы  лежит комплексный, системный характер образования и воспитания, в которых органически сливаются формирование мировоззрения,  общественно-политическое, трудовое, нравственное,  физическое, эстетическое и другие виды воспитания. Учитель физической культуры является  активным участником этого процесса.

Причем, воспитание остается объективной реальностью, важнейшей частью человеческой культуры, истории, цивилизации.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

На протяжении педагогической деятельности первостепенным для меня как учителя физической культуры является совершенствование действующих форм обучения, повышение их эффективности, организационного уровня и результативности всех составляющих программу компонентов.

По моему твердому убеждению, конечным результатом влияния физической культуры на всем протяжении обучения и воспитания с 1 по 11 класс становится двигательная активность обучающегося в зависимости от группы здоровья, привитие навыков здорового образа жизни, интереса к спорту, что влияет на интеллектуальное и умственное развитие каждого воспитанника.

«Необходимо, чтобы умственное и физическое воспитание шли параллельно, иначе мы нарушим правильный ход развития в тех органах, которые останутся без упражнения.»

П.Ф. Лесгафт

Цель деятельности: создать условия для достижения каждым обучающимся образовательных результатов, физического развития и совершенствования.

Достижение этой цели возможно путем правильного и систематического использования физических упражнений.

К сожалению, многие родители не понимают оздоровительного значения физической культуры и спорта, не уделяют должного внимания физическому воспитанию детей. Поэтому задача учителя физической культуры - разъяснить положительное воздействие занятий физкультурой на состояние здоровья и физическое развитие детей.

Как показывает практика, дети с повышенным двигательным режимом, то есть активно занимающиеся физической культурой и спортом, лучше своих сверстников успевают в общеобразовательной школе. Кроме того, у воспитанников, активно занимающихся физическими упражнениями, повышается устойчивость к простудным заболеваниям.

РОЛЬ УРОКА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

В соответствии с Федеральным Законом от 29.12.2012 № 273 - ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в действующей редакции от 03.08.2018 № 317-ФЗ, №329-ФЗ) здоровье школьников относится к приоритетным направлениям государственной политики.  Вопрос о сохранении здоровья учащихся в школе на сегодняшний день стоит очень остро. Медики отмечают тенденцию к увеличению числа учеников, имеющих различные функциональные отклонения, хронические заболевания. В течение ряда лет в МБОУ «СОШ №3» г.Протвино учитель физической культуры совместно с медицинским работником проводят мониторинг физического развития учащихся школы. В результате последних исследований в 2018-2019 учебном году были получены дынные: 7% от общего числа учащихся школы имеют высокий уровень физического развития, 52% учеников относятся к основной группе здоровья. При этом следует отметить, что в МБОУ «СОШ №3» г.Протвино в 2014 году обучалось 3 ребенка с ОВЗ, а в 2019 году – уже 9 человек с ОВЗ.

В учебном плане школы есть только один предмет, который может в определённой мере компенсировать отрицательное влияние интенсификации учебного процесса (возрастание гиподинамии, снижение двигательной активности учащихся). Это предмет – «Физическая культура». 

В школе ежегодно проводится мониторинг физического развития обучающихся с 1 по 11 класс. С целью эффективной подготовки к проведению уроков физического культуры учитель ставит перед собой задачи – вопросы:

  • Как организовать деятельность воспитанников на уроке, чтобы дать каждому оптимальную нагрузку с учётом его подготовленности, группы здоровья?
  • Как развивать интерес учащихся к урокам физкультуры, потребность в здоровом образе жизни, учитывая появление более сильных интересов в жизни школьников?
  • Как сделать привлекательным урок физкультуры для всех детей?
  • Как достичь на уроке оптимального сочетания оздоровительного, тренировочного, образовательного компонентов физкультурной деятельности?
  • Как сделать, чтобы предмет «Физическая культура» оказывал на школьников целостное воздействие, стимулируя их сознательное саморазвитие, самосовершенствование, самореализацию?

При решении этих вопросов возникают противоречия, которые необходимо учитывать. С одной стороны, многофункциональность урока, повышение требований к его оздоровительной направленности, результатам обучения. С другой стороны, снижение интереса школьников к урокам физической культуры.

Современные дети в большинстве своем испытывают двигательный дефицит, т.е. страдают гиподинамией. Двигательная активность является мощным биологическим стимулятором жизненных функций растущего организма.  Требования современной педагогики побуждают учителя физкультуры к поиску новых подходов к организации физкультурно-оздоровительной работы на уроке. Необходимо найти такие программы, с использованием приемов и методов обучения, в которых должен быть учтен весь комплекс соматических, интеллектуальных и физических проблем. Именно этим критериям отвечает методика работы с фитболами, большими оздоровительными мячами (фитбол – гимнастика).

ОСОБЕННОСТИ МЕТОДИКИ РАБОТЫ С ФИТБОЛАМИ

Уникальное сочетание физических упражнений с музыкой в фитбол-гимнастике развивает ритмическое чувство, координацию, равновесие, осанку, а также вызывает эмоциональный подъем, чувство радости и удовольствия.

Гимнастика с использованием фитболов относится к одному из видов фитнес-гимнастики. В настоящее время мячи различной упругости, размеров, веса используются в спорте, педагогике, медицине. Так и в школьной педагогике одной из новых форм работы по физическому воспитанию является фитбол-гимнастика.

Слово «Фитбол» в переводе с английского языка означает «мяч для опоры, используемый в оздоровительных целях». Мяч по своим свойствам многофункционален и поэтому может использоваться в комплексах упражнений фитбол-гимнастики  как предмет, снаряд или опора.

Фитбол-гимнастика проводится на больших мячах, выдерживающих вес до 300 кг. На занятиях использую фитболы различного диаметра, в зависимости от возраста и роста занимающихся. Для занятий с детьми школьного возраста мяч должен быть не сильно упругим. Мяч имеет форму шара. Никакое тело другой формы не имеет большей поверхности соприкосновения с ладонью, это соприкосновение дает полноту ощущения формы.

Мячи могут быть не только разного размера, но и разного цвета. Разные цвета по-разному воздействуют на психическое состояние и физиологические функции человека. Совместная работа двигательного, вестибулярного, зрительного и тактильного анализаторов, которые включаются при выполнении упражнений на мяче, усиливает эффект занятий.

Кроме цветового влияния на организм, мячи обладают еще и вибрационным воздействием. Авторы практического пособия «Лечебная физкультура и массаж. Методики оздоровления детей школьного возраста» Г.В. Каштанова, Е.Г. Мамаева, О.В. Сливина, Т.А. Чуманова раскрывают вибрационный эффект фитбол-гимнастики. Механическая вибрация оказывает специфическое воздействие практически на все органы и системы человека. Непрерывная вибрация действует на нервную систему успокаивающе. Колебания мяча воздействуют на позвоночник, межпозвонковые диски, суставы и окружающие их ткани. Импульсы получает и головной мозг, в результате ускоряется выработка новых условно-рефлекторных связей, особенно необходимых при психическом и интеллектуальном развитии детей. Улучшается способность к самоконтролю и самоанализу.

Занятия с мячом укрепляют мышцы спины и брюшного пресса, создают хороший мышечный корсет, способствуют формированию правильного дыхания, моторных функций, но главное – формируют сложно и длительно вырабатываемый в обычных условиях навык правильной осанки.

В МБОУ «СОШ №3» г.Протвино оборудован кабинет ритмики (специальное напольное покрытие, зеркала), приобретены мячи для занятий фитбол-гимнастикой. На протяжении 6 лет, уроки фитбол- гимнастики проводятся учителем физкультуры в 10-11-х классах у девушек (вариативная часть годового плана) и во внеурочной деятельности в начальной школе (подготовительная или заключительная часть). На уроках целесообразно использовать упражнения на мячах в качестве фрагмента занятия, так например, в основной части дать  комплекс общеразвивающих упражнений, а в заключительной – подвижные игры с мячом.

МЕСТО РАЗДЕЛА  В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ 10-11 КЛАССОВ

В соответствии с федеральным планом и учебным планом МБОУ «СОШ № 3» г.о.Протвино Московской области на 2018-2019 учебный предмет «Физическая культура» является обязательным в основной школе и на его преподавание отводится 102 часа в год при трёхразовых занятиях в неделю (Таблица 1).

Таблица 1. Распределение учебного времени на виды программного материала на год

Вид программного материала

Количество часов

1

Базовая часть

76

1.1

Основы знаний о физической культуре.

В процессе  урока

1.2

Легкоатлетические упражнения.

22

1.3

Гимнастика с элементами акробатики.

15

1.4

Спортивные игры:

-волейбол

-баскетбол

39

20

19

2.

Вариативная часть

26

2.1

Фитбол-гимнастика

26

2.1

Всего часов

102

В соответствии с ФГОС НОО и ФГОС ООО возможно использование компонента программы  «Фитбол-гимнастика»  как самостоятельный блок в системе дополнительного образования во внеурочное время.

ВЫВОДЫ

Введение фитбол-гимнастики в физкультурно-оздоровительный процесс с целью повышения эффективности работы и профилактики нарушений опорно-двигательного аппарата является одним из инновационных направлений в работе учителя физической культуры. Фитбол-гимнастика оказывает широкий спектр оздоровительного воздействия на растущий организм, способствует развитию творчества, фантазии и эмоционально раскрепощают обучающих. Кроме того, в процессе двигательной деятельности формируется самооценка школьников: ребёнок оценивает своё «Я» по непосредственным усилиям, которые он приложил для достижения поставленной цели. Благодаря урокам фитбол – гимнастики формируются такие личностные качества, как самоуважение, совесть, гордость.

Многие исследователи (К.С. Лебединская, В.В. Лебединский, И.Ф. Марковская, Е.М. Мастюкова) указывают на тесную связь между психомоторным и двигательным развитием. Эта связь на столько сильна, что разнообразная недостаточность психических и психомоторных процессов прямо отражается на формировании двигательной сферы. Поэтому показатели развития двигательной сферы служат одним из показателей при проведении психолого-педагогической диагностики детей.

В МБОУ «СОШ №3» г.Протвино проводится тщательный анализ физического состояния и развития занимающихся детей в начале и конце учебного года, констатируя произошедшие изменения. За последние три учебных года следует отметить положительную динамику физического развития учащихся школы (Таблица 2).

Таблица 2. Физическое развитие учащихся за последние три года МБОУ «СОШ №3»

Уровень

физического развития

2015-2016

учебный год, чел.

2016-2017

учебный год, чел.

2017-2018

учебный год, чел.

Среднее

599(85,7%)

609 (87,6%)

588 (88,2%)

Выше среднего

45(6,4%)

42 (6,1%)

48 ( 7,2%)

Ниже среднего

55(7,9%)

44 (6,3%)

31 ( 4,6%)

Всего:

699(100%)

695 (100%)

667 (100%)

Таким образом, фитбол-гимнастика является не только инновационным направлением в процессе физического воспитания и оздоровления детей, но и сочетает все необходимые компоненты для гармоничного развития  ребенка.

«Важнейшим условием, повышающим работу памяти, является здоровое состояние нервов, для чего необходимы физические упражнения». К.Д. Ушинский

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Каштанова Г.В., Мамаева Е.Г., Сливина О.В., Чуманова Т.А. Лечебная физкультура и массаж. Методики оздоровления детей школьного возраста. – М.: АРКТИ, 2006. – 104 с.
  2. Рунова М.А. Движение день за днем. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2007. – 96 с.
  3. Программа для обучающихся 5-11 классов  по физической культуре на основе фитнес – аэробики. Слуцкер О.С. – президент Федерации фитнес-аэробики России, МС СССР, Полухина Т.Г.- вице- президент Федерации фитнес-аэробики России по развитию образовательных программ, к.п.н., мастер спорта СССР.Москва 2012.
  4. Баранов А.А., Намазова-Баранова Л.С., Альбицкий В.Ю. и др. Состояние и проблемы здоровья подростков России / Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. – 2014. – № 6. – С. 10-14.
  5. Источник: http://kalory.ru/Sportivnyie-dietyi/id/857-Uprajneniya-s-myachom-dlya-pohudeniya.html
Категория: Инновации | Эксперимент | Добавил: aagurova (16.05.2020)
Просмотров: 21 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar