Главная » Статьи » Инновации | Эксперимент

Нестандартные методы и приемы, применяемые на уроках русского языка и литературы в рамках ФГОС ООО (из опыта работы) (Лазарева Е.В.)

         В связи с введением ФГОС ООО в системе образования и воспитания подрастающего поколения педагог имеет возможность сделать свой урок более интересным, продуктивным в плане усвоения обучающимися новых знаний, умений и навыков. В настоящее время к учебникам прилагается огромное количество методических и мультимедийных материалов как для учителя, так и для ученика: тесты, рабочие тетради, практикумы, диски и т.п. Их применение в комплексе, несомненно, даёт положительный результат.

         На уроках русского языка и литературы важно не только слуховое восприятие учебного материала, но и зрительное. Поэтому в организации занятия считаю необходимым использование видеофрагментов, соответствующих теме урока. Так, например, на уроке в пятом классе, посвящённом произведению И. А. Бунина «Косцы», был использован фрагмент уборки пшеницы серпом главной героиней одноимённого фильма-сказки режиссёра-постановщика Александра Роу Василисой Прекрасной. Такой приём позволяет наглядно дать обучающимся представление о древнем сельскохозяйственном орудии – серпе, о его использовании в домашнем обиходе русским человеком-крестьянином. Также можно предложить детям посмотреть и потрогать данный предмет, посетив школьный музей, где бережно хранятся экспонаты крестьянского быта прошлых лет. Визуальные и тактильные ощущения помогут ребятам лучше проникнуться произведением русского классика, а рассказ о собственном опыте косьбы травы педагогом, безусловно, приведёт детей в восторг и надолго запомнится в их памяти.

         Прочувствовать поступки тех или иных героев произведений можно через элементы театрализации, используемые на учебных занятиях. Участниками разыгрываемого эпизода, разумеется, станут сами ученики. Подготовка к такого рода урокам ведётся заблаговременно во внеурочной деятельности по отдельно разработанной программе. Дети с увлечением заучивают речь того или иного героя, успешно пытаются войти в образ, с интересом придумывают и изготавливают нужный костюм, оформляют декорации. Показательны в этом отношении миниатюры по басням И. А. Крылова.

         На уроках русского языка возможно применение исследовательской деятельности, что позволит значительно углубить знания по теме урока. Так, изучение темы «Письмо. Виды писем» перешло в разряд научно-исследовательской работы под названием «Живые свидетели войны», поскольку посвящена она была комплексному анализу писем с фронта Губарева А. Н. Эпистолярные источники [подлинники] солдата были взяты на время исследования из фонда школьного музея. Фронтовое письмо было проанализировано с точки зрения различных разделов науки о языке: лексики, морфологии, синтаксиса. Были выявлены изобразительно-выразительные средства, используемые в тексте писем, а также отмечены их композиционные, стилистические, психологические особенности. Научно-исследовательская работа «Живые свидетели войны» стала лауреатом I степени Московского областного и V Всероссийского конкурсов научно-исследовательских работ среди учащихся средних учебных заведений «Юный архивист» в 2016, 2017 гг. Успешный результат работы в конкурсах во многом зависел от личной заинтересованности её автора – познать историю своей родины путём исследования языковых и других особенностей фронтового письма.

         При изучении темы «Буквы з и с на конце приставок» в случае омонимии слова сбить (например, сбить человека с ног и сбить сливочное масло) обучающимся было предложено принять участие в эксперименте – сбивании сливочного масла при помощи мутовки (устар. слово), старинного деревянного предмета домашней утвари в виде палочки с сучками на конце, взятого опять же из школьного музея. Таким образом, здесь отрабатывается данная орфограмма, а также дети узнают о существовании слова мутовка, которое вышло из повседневного употребления в речи человека, пробуют вручную с помощью этого нехитрого приспособления сбить натуральное сливочное масло, а затем его попробовать прямо на уроке. Нескучный урок и масса положительных эмоций вам обеспечены.

         Следует упомянуть ещё об одном методе, применяемом на уроках гуманитарного цикла, а именно артметоде. Детям предоставляется лист ватмана, карандаши цветные, фломастеры и даётся задание – изобразить ассоциации, например, связанными со словом фрукты. Вскоре на листе бумаги появляются апельсин, лимон, грейпфрут, абрикос, ананас и прочее. Это не что иное, как словарные слова, которые фиксируются в тетрадях и на доске. Можно предложить в качестве домашнего задания сделать фотоколлаж на компьютере по данной теме в качестве закрепления учебного материала. Дети с удовольствием выполнят нестандартное задание, а главное – запомнят словарные слова.

         В этой статье представлены, безусловно, не все методы и приёмы, применяемые мной на уроках русского языка и литературы, а лишь некоторые, на мой взгляд, интересные и продуктивные в нелёгком процессе обучения и воспитания обучающих.

Категория: Инновации | Эксперимент | Добавил: aagurova (09.01.2018)
Просмотров: 11 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar