Главная » Статьи » Инновации | Эксперимент

Реализация программ «Юные экскурсоводы» и «Хранители «Наследия» как эффективное условие стимулирования творческой самореализации обучающихся

О школьном музее можно говорить долго и говорить с благодарностью. Потому что музей открывает огромнейшие возможности для воспитательно-образовательной деятельности, в том числе и для духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания.

Шесть лет назад был открыт Музей истории школы. За эти годы добавился Музей истории системы образования г. Протвино, открыт Зал Боевой Славы, и два зала под общим названием «Мир времени». Эти такие разные по тематике залы мы объединили в музейный комплекс «Наследие». И все эти годы я руковожу в нем группой экскурсоводов. В 2013 году была разработана программа дополнительного образования «Школа юного экскурсовода», а в 2015 году – программа «Хранители «Наследия». Обе программы связаны с деятельностью музея и рассчитаны на 5 лет.

Программа «Школа юного экскурсовода» направлена на формирование у школьников

навыков экскурсионной работы. Она включает в себя такие разделы, как «Теория и практика проведения экскурсий», «Теоретико-аналитическая работа» и собственно «Экскурсионная деятельность». На занятиях ребята знакомятся с основами проведения экскурсии, с вопросами этики экскурсовода и экскурсанта, учатся разрабатывать экскурсионный маршрут, работать с экспозицией и, конечно, проводить экскурсии. Кроме того, программа предполагает посещение музеев Протвино, Серпухова, Москвы и Московской области, а также виртуальные интернет-экскурсии по музеям мира. Что даёт ребятам опыт экскурсионной работы? Очень многое. Ведь школьный музей - это не просто собирание исторических фактов (хотя без этого нельзя обойтись), это не только создание экспозиций (хотя без них музей немыслим), а это еще и многогранная деятельность, направленная на повышение образования, нравственное воспитание и формирование исторического сознания. Работа музея невозможна без исследовательской деятельности. Она позволяет обновлять экспозиции, материалы экскурсий. С этой стороной жизни музея знакомит программа «Хранители «Наследия». Это фондовая работа, экспозиционно-выставочная деятельность, научно-исследовательская работа и проектно-поисковая деятельность. Таким образом, ребята могут выбрать тот вид музейной работы, который ближе или интереснее. Одних работа в музее учит преодолевать какие-то комплексы, другим дает возможность оставаться в зоне комфорта. Но в любом случае ребята обретают здесь уверенность в себе и ощущают собственную значимость.

Только за этот год было проведено __200___ экскурсий разной тематики, которые посетили _3300____ человек. Охват музейной работой - более 100 человек. Наши первые экскурсоводы уже окончили школу, а нынешние десятиклассники, начавшие работать в музее в 4 классе, теперь сами учат новичков.

Посетители музея – люди самых разных профессий и возрастов– от воспитанников детских садов до ветеранов Великой Отечественной. Нашими гостями были учащиеся всех учебных заведений города, участники Международных научно-практических конференций, участники Международного слета-фестиваля коллекционеров, члены мотоклуба «Ночные волки», представители лесничества «Русский лес». В 2015 году в музее побывала первый заместитель председателя Правительства Московской области Л.Н. Антонова

Ребята не только с удовольствием проводят экскурсии, но и учатся у профессионалов. Это и знакомство с работой экскурсовода в городском историко-краеведческом музее, и встреча с вице-президентом Международного союза коллекционеров Александром Щепотьевым, чья персональная выставка была организована в нашем музее, и тесная дружба с знатоком и любителем старины Марией Изборской. Наши экскурсоводы неоднократно становились призерами и победителями городских конкурсов и достойно представляют наш город на областных конкурсах «Мой музей» и «Отечество».

Исследовательские работы, связанные с экспонатами музея, неоднократно занимали призовые места на городских и международных НПК. С 2013 учебного года одним из этапов ежегодного школьного конкурса «Ученик года» является проект «История одного экспоната», в котором участники представляют свои исследования. Им помогают родители, учителя-предметники, что значительно расширяет круг лиц, заинтересованных в работе музея. А многие ребята-исследователи становятся экскурсоводами.

Участие в таких конкурсах даёт ценнейший опыт открытий, опыт общения и взаимообучения, формирует культуру общения, воспитывает уважение к школе, к своей стране, к нашей истории.

Сейчас очень много говорится о том, что главная проблема современного общества - потеря нравственности, духовности и морали. Выйти из кризиса может помочь только обращение к высшим ценностям культуры и искусства.

И музеи, в том числе и школьные, в значительной степени могут решить эту задачу.

«В музей приходят за удовольствием, но это удовольствие просвещенного человека» - сказал в одном из интервью директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский.

Пусть школьный музей станет удовольствием и для гостей, и для юных экскурсоводов, пусть он дарит ребятам радость познания и счастье открытия и пусть он всегда служит великому делу просвещения.

Учитель русского языка и литературы Кувшинова Анна Михайловна

Категория: Инновации | Эксперимент | Добавил: zotova_mi (21.05.2018) | Автор: Кувшинова Анна Михайловна
Просмотров: 19 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar