Главная » Статьи » Инновации | Эксперимент

Самбо в школе как средство воспитания и развития детей на уроках физической культуры (Беляева Л.Б.)

«…Испытай, завладев еще теплым мечем

И доспехи надев - что почем, что почем!

Разберись, кто ты – трус?

Иль избранник судьбы?

И попробуй на вкус настоящей борьбы…»

В.В.Высоцкий

На вопрос что такое САМБО – ответит кто угодно. Не задумываясь. Попробуйте поспрашивать своих знакомых или просто прохожих-услышите массу вариантов: «Самозащита без оружия», «Русское дзюдо» попытаются «разъяснить» знатоки дилетанты. Самбо – сокращенное от самозащита без оружия.

Среди многих видов самозащиты, практикуемых народами мира, раздел самбо занимает особое место. Дело не только в огромном разнообразии приемов, а их более 10 тысяч, но и в том, что самбо не подавляя национального своеобразия многих видов борьбы, сумело включить технику этих видов в свой арсенал. Не зря один из корифеев раздела самбо – Анатолий Аркадьевич Харлампиев, для которого это было не увлечением, а делом всей жизни, любил называть самбо интернациональным видом спорта. Люди разных национальных школ борьбы, объединенные понятными, общедоступными правилами могут теперь встречаться в поединках.

Данная статья не является руководством к действию, она является, прежде всего, размышлениями автора на тему, которая тревожит многих родителей, проблема заключается в следующем - как вызвать и сохранить у ребенка интерес к занятию той или иной двигательной активностью.

Все родители переживают за здоровье своего ребенка, а в дальнейшем начинают задумываться и о его правильном физическом развитии. Большинство начинает выбирать для своего чада секцию или кружок исходя из необоснованных соображений о важности того или иного вида спорта.

На начальном этапе ребенок в любой секции получит общую физическую подготовку (не говоря о других положительных аспектах, таких как новые знакомства, общение и т.п.). Однако дополнением к тренировкам в секции,может послужить урок физической культуры с элементами самбо.

Программа «Самбо в школу» - ориентирована на приобщение школьников к изучению основ борьбы самбо, создание условий для патриотического, физического и духовно-нравственного воспитания молодого поколения.

Для реализации первостепенной задачи физического образования возникла необходимость пересмотреть традиционные подходы к проведению занятий по физической культуре в образовательных учреждениях, в частности в школе. Именно поэтому уже сегодня стандартными программами предусматривается введение в программу физического воспитания элементов различного рода единоборств, к числу которых относится Самбо. При введении Самбо в вариативной форме появляется возможность творчески использовать программу физической культуры в школе. Более того, это позволяет повысить физическую подготовленность школьников, которые являются будущими воинами и защитниками Родины. Это обусловлено тем, что единоборства отличаются своеобразной системой движений, которая позволяет владеть телом как гармонически единым организмом, а также способствует развитию физических качеств и выступает в качестве эффективного средства контроля физической и функциональной подготовленности.

Самбо представляет собой комплекс физических упражнений, в которых сочетаются общефизическая и специальная подготовка во взаимодействии с психологическими устоями, которые предполагают реализацию через систему физической культуры высших ценностей, самосовершенствования как физическое, так и духовное. Более того, практика единоборств, как физкультурно-оздоровительная система, насчитывает достаточно много лет. У такого единоборства как Самбо нет существенных ограничений, именно поэтому элементы Самбо внедряются в теорию и практику физического воспитания детей и подростков.

Стоит обратить внимание на то, что заимствование элементов Самбо не должно носить механический характер, а только выборочный, предполагающий предпочтение наиболее удачных приемов, методов достижения целей, совершенствования движений в функциональном и психологическом плане.

Рассматривая же самбо с точки зрения именно физической культуры можно сказать, что занятия самбо основаны на упражнениях, развивающих физическую силу, выносливость и ловкость, отработке технических приемов, а также изучении этических и эстетических принципов русской культуры. Изучение культурного аспекта обязательно, поскольку все боевые искусства - это не просто техника защиты и нападения, но также целая философия воспитания.

Уроки самбо для детей состоят из 3-х обязательных разделов:

1. исполнение стандартных комплексов упражнений; 2. изучение и отработка базовых атакующих и защитных движений на основе разных техник перемещения;

3.упражнения с партнером и бой с противником.

Самбо помогает детям в развитии их физических данных, выносливости, целеустремленности, терпеливости и умении концентрироваться на поставленных задачах. Выполнение приемов самбо способствует развитию гибкости и подвижности в суставах. С духовной точки зрения самбо помогает воспитать силу духа, развиться интеллектуально, научиться предугадывать движения соперника и опережать его, что во взрослой жизни трансформируется в умение предвосхищать события.

Гиперактивные дети на уроках самбо учатся спокойствию и уравновешенности. Занимаясь самбо, дети тренируют не только свое тело, но и дух. У них развивается образное мышление, они учатся мыслить, им прививают понимание основных человеческих ценностей, таких как добро, дружба, сопереживание, честь, умение достойно принимать поражения и чужие победы, вера в себя. Положительно влияют уроки самбо и на характер ребенка: он становится более уверенным в себе, сдержанным и покладистым. Малыш учится самоконтролю и целеустремленности, а также постепенно понимает, что настоящего уважения от окружающих он сможет добиться лишь упорным трудом и адекватным поведением.

К сожалению, далеко не все родители понимают необходимость в занятиях физической культурой и спортом для развития детей. Среди обучающихся, посещающих спортивные секции, далеко не каждый приходит в спорт побуждаемый родителями. Многие родители, по большей части, не придают значения успеваемости детей по физической культуре в школе. Обычно многое зависит от товарищей, учителей, родителей. Девочек чаще интересует эмоциональная сторона занятий спортом, мальчиков - возможность стать более мужественными и сильными.

Задача самбо - это равномерное развитие всех физических качеств. Хорошая выносливость в определенной мере гарантирует развитие всей его моторики. Как известно, в дошкольном возрасте происходят активный рост и окостенение скелета. Это оказывает непосредственное влияние на формирование опорно-двигательного аппарата. В этом возрасте более энергично происходит преобразование тех частей скелета, на которые приходится большая нагрузка. Исходя из этого можно сказать, что физическое развитие ребенка, который занимается самбо, происходит равномерно.

Неотъемлемой частью самбо является психологическая составляющая. Самбо это не только работа над телом - это прежде всего школа, которая учит справляться с различными трудностями, волнениями и прочими барьерами стоящими на жизненном пути.

Литература

  1. Боген М. М., Обучение двигательным действиям / М. М. Боген // Физкультура и спорт. - 1985. – С 192.
  2. Басинский А.М., Невидимое оружие, созданное побеждать.-2007г.- С 172.
  3. Бернштейн Н. А., Физиология движений и активность / Н. А. Бернштейн // Издательство «Наука». - 1990. – С. 499.
  4. Донской Д. Д., Законы движений в спорте / Д. Д. Донской // Издательство «Советский спорт». - 2015. – С. 178.
  5. Матвеев А. П., Теория и методика физической культуры / А. П. Матвеев // Физкультура и спорт. - 1991. С. 543.
Категория: Инновации | Эксперимент | Добавил: aagurova (16.10.2020)
Просмотров: 60 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar