Главная » Статьи » Инновации | Эксперимент

Современные подходы к профориентации на уроках технологии (учитель технологии Уварова Е.Ю.)

Современные подходы к профориентации на уроках технологии.

 

 

"Проблема самоопределения есть, прежде всего,

проблема определения своего образа жизни"

С.Л. Рубинштейн

 

      Проблема профессионального самоопределения обучающихся по-прежнему остается актуальной и значимой. Социально-экономическая ситуация развития нашего общества характеризуется динамично развивающимся миром профессий, появлением новых профессий, для овладения которыми необходимы знания из различных научных областей; изменениями рынка труда, предъявляющего высокие требования к уровню профессиональной подготовки кадров; увеличением количества вузов и направлений сфер деятельности, изменениями в развитии системы общего, профессионального, дополнительного образования.   

      Обновление работы по профориентации в школе сегодня неоспоримо. Решение новых задач в образовании требует от учителя   поиска новых путей и форм сотрудничества в процессе сопровождения    ученика, в том числе и в вопросе профессионального самоопределения.

      Конечно же, ознакомление с профессиями происходит ещё в более ранних классах, при непосредственном изучении конкретных разделов и тем.  Осознанно и не осознанно ребята узнают много интересных профессий и деятельности, связанных с этими профессиями. 

      В школьных дисциплинах, будь то биология, физика или любая другая, учащиеся получают лишь разнообразные представления об отдельных частях производственной деятельности.  Между тем как в образовательном курсе технология, учащиеся знакомятся с профессиями охватывающие, практически, все области наук.  Эти профессии могут, как очень близко, соответствовать и быть похожими, так и совершенно отличаться друг от друга.

      На сегодняшний день учителя технологии в своей деятельности с учащимися выделяют   несколько подходов к профориентации.

 Развивающий подход.

      Его цель – формирование различных знаний, умений и навыков, необходимых для овладения той или иной профессией и успешного трудоустройства. Помогает преодолеть неуверенность в себе, чувство неопределенности.

      Всем известно, что любимое увлечение (хобби) может стать толчком для выбора профессиональной деятельности или вовсе стать профессией.

      Именно поэтому на уроках технологии, во внеурочной деятельности поддерживаю и стараюсь развивать любое творческое увлечение каждого ребенка. Организуются выставки рисунков и поделок по теме «Моя будущая профессия».

 

      Большую роль в этом играет участие детей в различных конкурсах и олимпиадах. «Правильное питание-залог здоровья»,

 Активизирующий подход.

Его цель – формирование внутренней готовности к самостоятельному и осознанному построению своего профессионального и жизненного пути. Основная особенность этого подхода заключается в том, чтобы вызвать интерес к проблематике профессионального самоопределения, заставить задуматься о явных и скрытых особенностях профессий, о жизненных ценностях и их связи с предполагаемым путем профессионального развития.

      Формированию у школьников положительного отношения к себе, чувства изначальной ценности как индивидуальности, уверенности в своих способностях применительно к реализации себя в будущей профессии способствует участие учащихся в различных конкурсах «Мисс Золушка» и выставках декоративно-прикладного характера, на школьном и городском уровнях «Протвинская капель», «Рождественская сказка».

      Научно-практические конференции, мастер-классы, открытые уроки в рамках «Недели науки и творчества». Театрализованные представления к праздникам «Рождество», «Новый год», «Масленица» и многие другие.

      Среди наиболее успешных участников появляются те, кто задумывается о выборе профессии творческой направленности. (Конферансье, актеры, дизайнеры костюмов, фоторепортеры, певцы, музыканты хореографы и т.д.)

 Диагностико - консультационный подход.

      Его цель – помочь разобраться в себе, в своих особенностях и соотнести знание о наборе личностных свойств, интересов и способностей с тем или иным видом деятельности, требованиями к профессии. Проводятся психологические тесты и игры с учащимися, демонстрируются видеофильмы о профессиях, производится обзор книг по профориентации.

 По мнению Е.А. Климова, существует 8 углов ситуации выбора профессии.

      Ведь ученик принимает во внимание сведения не только об особенностях различных профессий, но и массу другой информации.

      Такие уроки убеждают учащихся, что к выбору профессии необходимо подойти со всей ответственностью и, пока позволяет время, необходимо задуматься о своей дальнейшей судьбе, карьере, профессии. Профориентационные игры помогают осознать привлекательность той или иной профессии, развить у подростков самостоятельность, ответственность за свое будущее, повысить мотивацию при выборе профессии и помочь в осуществлении осознанного выбора профессии.

      Наиболее эффективными являются следующие методики для профотбора и профориентации:

«Дифференциально-диагностичекий опросник» (ДДО, автор Е.А. Климов);

«Карта интересов» (опросник разработан А.Е. Голомштоком);

«Матрица выбора профессии» (автор методики Г.В. Резапкина.);

Опросник для определения профессиональной готовности (автор Л.Н. Кабардова);

игра «Профессия – специальность»

игра«Человек – профессия»

игра "Цепочка профессий"

 Информационный подход.

      Его цель - создать условия для обеспечения учащегося достоверной информацией о современных профессиях, учебных заведениях, где можно получить среднее и высшее образование, о рынке труда и о том, как планировать свою карьеру.

      Из сказанного следует, что подготовка на уроках технологии к выбору профессии и овладению ей не просто занимает важное место в учебном процессе, но и выступает его организующим звеном.

      Таким образом, сегодня «профессиональное самоопределение» и «профильное обучение» стали одними из востребованных в педагогической теории и практике. Необходимость профессионального самоопределения и профильного обучения школьников зафиксирована на государственном уровне. Причем профильное обучение, ориентированное на индивидуализацию и социализацию учащихся с учетом потребностей рынка труда и обеспечения сознательного выбора школьниками будущей профессии, занимает одно из центральных мест в педагогической практике.

      Выбор профессии - это очень важное событие в жизни каждого человека.  Какую бы профессию   не выбрали наши школьники, им всегда пригодятся знания и умения, полученные в школе.  А для этого им необходимо дать возможность пробовать себя в самых разных областях.

      Как хорошо заметил один мудрец: «Чтобы не ошибаться, нужно иметь опыт. Чтобы иметь опыт, нужно ошибаться».

 

Категория: Инновации | Эксперимент | Добавил: zotova_mi (13.12.2018) | Автор: Уварова Екатерина Юрьевна
Просмотров: 12 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar