Главная » Статьи » Методическая копилка

Конспект  внеклассного мероприятия по формированию финансовой грамотности у учащихся 10 кл. Автор Смирнов Артем Александрович (учитель истории и об

Конспект  внеклассного мероприятия по формированию финансовой грамотности у учащихся 10 класса.

Игра-викторина "Литературная гостиная. Финансы и операции с ними по роману Т. Драйзера "Финансист".

презентация: Финансовые операции по роману Теодора Драйзера "Финансист"

Данную разработку можно использовать для проведения внеклассного мероприятия или элективного занятия по формированию финансовой грамотности для уч-ся 10 класса. Это примерный план, шаблон, в котором фрагменты литературного произведения и само произведение могут быть другими.

Цели мероприятия:

Обучающие: актуализировать знания учащихся по теме "личные финансы", "инвестирование", "банковская система".

Развивающие: развитие способностей сравнивать и анализировать, формирование навыков сравнения различных финансовых операций, развитие познавательного интереса к предмету, развитие самостоятельности в принятии решений, адаптация в современном мире финансов.

Воспитательные: воспитание ответственности и умения рационально использовать денежные средства, уважение к собственности, умение работать в коллективе.

 

Ожидаемые результаты:

Метапредметные: развитие навыков работы с текстовым материалом литературного произведения, развитие логического мышления, умение выделять главное, делать выводы, высказывать и аргументировать свои высказывания, прослеживать причинно-следственные связи, умение планировать и прогнозировать результаты своих действий, готовность и умение обрабатывать и использовать информацию из текстовых и наглядных источников.

Предметные: уметь решать задачи практического содержания, умение работать с данными и переносить их на ситуации реальной жизни.

Личностные: формирование понимания того, что финансы сопровождают учащихся на протяжении всей жизни, финансовое благополучие каждого человека зависит от самого человека.

Тип урока: проблемный (задачи открытого типа) с элементами командной игры.

Методы: вступительная беседа, активные, игровые, интерактивные методы, методы технологии критического мышления, групповая работа с распределением ролей среди учащихся.

Форма: Игра с задачами открытого типа. Цель: развитие навыков коммуникации в группе, умения распределять роли, обрабатывать и использовать ранее полученную информацию из разных источников.

Оборудование: мультимедиа-проектор, презентация; для учащихся: предварительно самостоятельно подготовленные материалы, карточки для жеребьевки команд- участниц.

План урока.

Мотивация. Вступительная беседа о Т. Драйзере и его романе "Финансист".

1)  Слово учителя.

2)  Дополнения подготовленные учащимися о жизни и творчестве Т.Драйзера.

3)  Актуализация темы занятия.

Игра- викторина.

1) Учащиеся делятся на 3 команды в соответствии с той цифрой, которую учащийся вытянул случайным образом.

2) Проведение игры.

Подведение итогов. Определение победителей.

 

Ход занятия:

Данное занятие можно использовать во внеурочной работе и при проведении электива, имеет взаимосвязи с такими предметами как история, обществознание, литература.

Предварительно учащимся было дано задание в рамках литературного внеклассного электива прочитать роман Т.Драйзера "Финансист". Были определены группы учащихся, которые: 1) подготовят биографический материал о жизни и творческом пути Т. Драйзера; 2) о сюжете и истории написания романа "Финансист"; 3) выделены группы, которые в различных частях романа (начало, развитие сюжета, развязка) найдут и подготовят фрагменты, в которых описаны финансовые инструменты и операции того времени (середины- 2-ой половины 19 века США). Таким образом на группы был поделен весь класс и для каждой группы определено индивидуальное задание с распределением ролей среди учащихся.

1 часть. Мотивация. Вступительная беседа.

Трудовая жизнь Драйзера началась в том возрасте, когда нормальные дети еще играют в игрушки. Он продавал газеты, батрачил на' ферме, мыл посуду в ресторанах, развозил покупателям скобяные товары, доставлял белье из прачечной, собирал квартирную плату у жителей трущоб в Чикаго... Трудно перечислить все профессии, которые перепробовал юный Драйзер. Часто он оказывался совсем без работы. Ему довелось испробовать вкус благотворительного супа и ночевать в ночлежках. Это был тяжкий жизненный опыт, но для будущего писателя полезный. К 1892 г. относится начало журналистской деятельности Драйзера.

В ходе стремительного экономического развития США после Гражданской войны началось интенсивное слияние финансового капитала с промышленным, что закономерно повело к возникновению гигантских трестов, корпораций, монополий, сосредоточивших в своих руках огромные богатства и неслыханную власть над миллионами тружеников. Они жестоко расправлялись с конкурентами, нещадно эксплуатировали рабочих и фермеров, не ведая никаких ограничений. Они не считались ни с законом, ни с нравственными принципами. Их моралью была мораль бандитов, которым нечего бояться, поскольку законодательную и исполнительную власть они закупали на корню, пользуясь коррупцией, поразившей, подобно эпидемии, государственную власть на всех уровнях. В народном сознании Америки деятельность этих корпораций и монополий ассоциировалась с образом спрута, не знающего жалости, от щупальцев которого невозможно укрыться.

Книга Т. Драйзера "Финансист" вышла в 1912 году (уже сто лет назад), а описываемые в ней события относятся ко второй половине девятнадцатого века, однако, и характеры героев, и их поведение, и суть истории Фрэнка Каупервуда остаются по-прежнему актуальными. Вы удивитесь, насколько все неизменно в финансовом мире. Да, и не только в финансовом. Маленькие мальчики все так же ищут смысл жизни, хотят понять ее устройство. И иногда самые неожиданные ситуации вдруг проясняют картину. Так случилось с Фрэнком, когда на его глазах омар уничтожил каракатицу:
«Так оно и должно было случиться, – мысленно произнес он. – Каракатице не хватало изворотливости». Он попытался разобраться в случившемся. «Каракатица не могла убить омара, – у нее для этого не было никакого оружия. Омар мог убить каракатицу, – он прекрасно вооружен. Каракатице нечем было питаться, перед омаром была добыча – каракатица. К чему это должно было привести? Существовал ли другой исход? Нет, она была обречена», – заключил он, уже подходя к дому.
Этот случай произвел на Фрэнка неизгладимое впечатление. В общих чертах он давал ответ на загадку, долго мучившую его: как устроена жизнь? Вот так все живое и существует – одно за счет другого. Омары пожирают каракатиц и других тварей. Кто пожирает омаров? Разумеется, человек. Да, конечно, вот она разгадка. Ну, а кто пожирает человека? – тотчас же спросил он себя. Неужели другие люди? Нет, дикие звери. Да еще индейцы и людоеды. Множество людей гибнет в море и от несчастных случаев. Он не был уверен в том, что и люди живут один за счет других, но они убивают друг друга, это он знал. Взять хотя бы войны, уличные побоища, погромы».

         Потом мальчик вырос и стал талантливо зарабатывать деньги. Фрэнк Каупервуд получал все, чего желал: красивые дома, картины, женщин и, главное, прибыль. Финансовое чутье не подводило: он знал, куда, когда и сколько стоит вложить, чтобы получить максимальную прибыль. Зарабатывать для Каупервуда – было так же естественно, как дышать.
          К счастью, Драйзер никогда не оценивает своих героев в категориях «хороший-плохой», он лишь рассказывает нам о них, глядя со стороны, стараясь быть объективным. И это только советская пропаганда могла счесть Каупервуда холодным бесчувственным дельцом, когда, на самом деле, он умный, одаренный, независимый, амбициозный мужчина. И чем масштабнее мечты, тем больше приходится рисковать ради их осуществления. Банкротство, суд, тюрьма – ничто не сломило Фрэнка.
  История Фрэнка Каупервуда вполне реальна. Прототипом главного героя стал американский финансист – Чарлз Йеркс, который был уже в шаге от входа в высшее общество Филадельфии, когда его биржевые спекуляции вдруг закончились крахом. Он обанкротился, был осужден за воровство и приговорен к 33 месяцам исправительной колонии, из которых отбыл всего 7, а потом снова занялся бизнесом, чтобы восстановить свое состояние. Примечательно, это ему так и не удалось: после смерти он не оставил наследникам и миллиона долларов.
Интересно, что Теодор Драйзер, не будучи специалистом в области финансов, очень уверенно владеет терминологией и понимает суть финансовых операций Фрэнка Каупервуда, будь то выпуск облигаций, игра на бирже, получение банковского займа или проведение аукциона. По части внимания к деталям и воссоздания профессиональной среды Драйзера превзошел, пожалуй, только Артур Хейли.
Роман «Финансист» оказался прибыльным и для своего автора. Увидев первые 39 глав книги, издатель выплатил аванс в размере 2000 долларов, и на эти деньги Теодор Драйзер поехал в Европу. За полгода он посетил Великобританию, Францию, Италию, Швейцарию и Германию. Во время поездки писатель вел дневник, который затем тоже был куплен издательством и опубликован.

Но не будем при этом забывать, что, каковы бы ни были философские заблуждения писателя, Драйзер остается Драйзером, гением, открывшим «новую» Америку и показавшим ее читателю. Нет ничего удивительного, что американский критический реализм XX столетия возник благодаря усилиям «натуралиста» Драйзера. И прав был тот писатель, который еще в двадцатых годах заметил, что куда бы ни направил свои усилия американский литератор, какую бы область жизни он пи затронул, он повсюду обнаружит следы, оставленные «тяжелыми ногами» Драйзера. Драйзер шел впереди.

Этот материал можно использовать для вступительной беседы учителя. Учащиеся ( из группы, которой было дано задание подготовить материал из биографии Т.Драйзера и истории создания его романа) дополняют, комментируют, дискутируют по этому поводу. При этом им начисляются индивидуальные баллы по итогам их выступления, которые впоследствии можно будет использовать в процессе командной игры.

Игра- викторина. Основная часть.

Проводится жеребьевка. Учащиеся вытягивают карточки с цифрой от 1 до3. В зависимости от того, какую цифру они вытянули, в ту команду они и попадают. Если в команде оказались учащиеся, выступавшие с дополнениями и выступлениями в дискуссии, заработанные баллы они могут использовать для своей команды. Работа с презентацией (презентация прилагается). Команды по очереди отвечают на предложенный вопрос: по фрагменту произведения определить, какая финансовая операция упоминается в предложенном фрагменте. За правильный ответ дается 5 баллов. Если команда отвечает неправильно, право ответа на данный вопрос передается команде, первой поднявшей карточку со своей цифрой. Если они отвечают неправильно, то из их суммы баллов вычитается 5 баллов. Далее в порядке очереди.

1 фрагмент: ответ- государственное регулирование экономики, протекционизм.

2 фрагмент: ответ- инвестирование, банковский депозит.

3 фрагмент: ответ- выпуск облигаций муниципального займа.

4 фрагмент: ответ- покупка и продажа акций на фондовой бирже.

Приведены лишь примерные образцы возможных вопросов. Фрагментов может быть использовано больше. Это сокращенный вариант игры. Вопросов может быть от 9 до 12, в зависимости от времени мероприятия ( от 45 мин. до 1,5 часа). Вариант на 1,5 часа более предпочтителен, так как он дает больше возможностей и времени на основную часть.

Подведение итогов и награждение победителей.

 Выводы. Что нового мы узнали на этом занятии?

 

 

 

Категория: Методическая копилка | Добавил: zotova_mi (20.06.2019) | Автор: Смирнов Артем Александрович
Просмотров: 30 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar