Главная » Статьи » Методическая копилка

Критическое мышление на уроках географии (заместитель директора по ВР, учитель географии Андреева М.Е.)

Критическое мышление на уроках географии.

Согласно закону Российской Федерации “Об образовании” содержание образования должно быть ориентировано на обеспечение самоопределения личности, создание условий для её самореализации. Учащиеся основной школы должны научиться самостоятельно ставить цели и определять пути их достижения, самостоятельно оценивать и регулировать свою деятельность.

Современный  урок – это, во-первых,  взаимодействия учеников друг с другом - учитель же является координатором получения знаний.

Во-вторых, это урок,  на котором каждый ученик учится  с интересом.

В-третьих, это урок, который должен строиться не на послушании, имитации  и повторении, а на самостоятельном поиске  истины, на  анализе и  синтезе  разных точек зрения, собственных наблюдений и экспериментов.

В-четвёртых, это урок, который должен быть ориентирован на развитии  творческих  способностей учащихся, на использовании современных технологий.

Всем этим определениям соответствует технология критического мышления. Эта технология заинтересовала меня тем, что она простыми и понятными методами позволяет сделать обучение интересным и осмысленным. К тому же в своей педагогической практике пришлось столкнуться с тем, что многие дети не хотят учиться. Возможно, это связано с тем, что объём учебного материала превышает возможности восприятия ребёнка, с тем, что у него развивается страх (получить плохую отметку и т.д.), который препятствует проявлению творчества. Эти проблемы можно решить с помощью  технологии развития критического мышления (ТРКМ). Она обеспечивает внутреннюю мотивацию познавательной деятельности учащихся, психологический комфорт на уроке. Считаю, что ТРКМ позволяет активизировать интеллектуальную и эмоциональную деятельность ребёнка.

Технологии развития критического мышления позволяет сформировать школьника, умеющего критически мыслить, который умеет эффективно взаимодействовать с информационными пространствами, принципиально принимая многополярность окружающего мира, возможность сосуществования разнообразных точек зрения в рамках общечеловеческих ценностей.

Структура педагогической технологии развития критического мышления посредством чтения и письма стройна и логична, так как её этапы соответствуют закономерным этапам когнитивной деятельности личности. Важным в данной технологии является следование трём фазам:

Первая фаза-вызов, когда ставится задача не только активизировать, заинтересовать учащегося, мотивировать его на дальнейшую работу, но и “вызвать” уже имеющиеся знания либо создать ассоциации по изучаемому вопросу, что само по себе станет серьёзным активизирующим и мотивирующим фактором для дальнейшей работы.

Вторая фаза-осмысление. На этой стадии идёт непосредственная работа с информацией.

Третья фаза – рефлексия (размышление). На этой стации информация анализируется, интерпретируется, творчески перерабатывается.

Задача научить школьников:

  • выделять причинно-следственные связи;
  • рассматривать новые идеи и знания в контексте уже имеющихся;

           отвергать ненужную или неверную информацию;

  • понимать, как различные части информации связаны между собой;
  • выделять ошибки в рассуждениях;
  • делать вывод о том, чьи конкретно ценностные ориентации, интересы, идейные установки отражают текст или говорящий человек;
  • избегать категоричности в утверждениях;
  • быть честным в своих рассуждениях;
  • определять ложные стереотипы, ведущие к неправильным выводам;
  • выявлять предвзятые отношение, мнение и суждение;
  • уметь отличать факт, который всегда можно проверить, от предположения и личного мнения
  • подвергать сомнению логическую непоследовательность устной или письменной речи;
  • отделять главное от несущественного в тексте или в речи и уметь акцентировать внимание на первом.

Считаю использование педагогической технологии развития критического мышления посредством чтения и письма целесообразным в рамках перехода школ на стандарты второго поколения.

Тема « Соединенные Штаты Америки». 7 класс

 

Цель: сформировать представление о США, расширить и закрепить полученные ранее знания о США, совершенствовать работу с картами и учебником, используя новую технологию.

Оборудование: учебник «География материков и океанов» атлас, физическая карта США, схема: «Что я знаю о США, что хотел бы узнать, что нового я узнал о США».

Ход урока

1.Этап. Организационный момент, постановка целей и задач урока.

2.Этап. Изучение нового материала.

Вступительное слово учителя. Что вы знаете О США ? Что хотите узнать сегодня на уроке?

Ребята заполняют  первую и вторую графы в таблице.

 

Что я знаю о США

1.         Находится на материке Северная Америка.

2.         Омывается 3 океанами.

3.         Столица Вашингтон.

4.         Граничит с Канадой и Мексикой.

5.         На территории много полезных ископаемых.

6.         Протекает самая крупная река Миссисипи.

7.         Аляска – бывшая территория России.

8.         Президент США Барак Обама.

 

Чтобы я хотел узнать о США

            1.Площадь территории.

         2.Численность населения.

         3.Промышленность, сельское хозяйство.

        4.Крупные города страны.

        5.Влияние хозяйственной деятельности населения на природу.

 

Что я узнал нового на уроке о США.

( этот этап предполагает работу с учебником, причем используя различные формы организации работы ( в парах, в малых группах , фронтальную). Читая текст учебника, ребята выбирают главное. Результаты записывают в таблицу.

1.Крупнейшее государство мира, площадь территории – 9,4 млн.км.кв.

2.Численность населения – 250 млн. человек.

3.50 штатов + федеральный округ Колумбия.

4.В природном отношении выделяют три зоны:

Восток – равнинный- выращивают пшеницу, кукурузу, разводят скот.

Запад – горы Кордильеры – добыча полезных ископаемых.

Юг –Тихоокеанское побережье – тропики – выращивают цитрусовые.

5.США занимает 1 место в мире по выпуску промышленной продукции.

6.         Главный фактор развития хозяйства – природные богатства.

7.         Крупные города – Нью-Йорк, Чикаго, Детройт, Хьюстон, Лос-Анджелес, Далос, Сиэтл ( работа с атласом).

8.         Национальный парк  - Йеллоустонский известен своими гейзерами.

9.         Экологическая обстановка в США ухудшается.

 

3.Этап закрепления.

4.Этап рефлексии.  Учащиеся анализируют по таблице полученные знания со своими запросами перед началом изучения темы.

            Домашнее задание. Параграф 58. Подготовить сообщение  на тему «Что я еще знаю о США», творческое задание  составить кроссворд о США.

            Итог урока. Выставление оценок.

Категория: Методическая копилка | Добавил: zotova_mi (13.12.2018) | Автор: Андреева Марина Евгеньевна
Просмотров: 25 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar