Главная » Статьи » Методическая копилка

Разработка литературной игры "Былины" (учитель русского языка и литературы Меркухина В.В.)

Класс: 6

Тема: Литературная игра «Былины»

Тип урока: урок обобщения и систематизации изученного (общеметодической направленности)

Цель урока:повторение, углубление и систематизация знаний учащихся по теме «Былины».

Задачи:

  • проверить знание истории создания былин и их содержания;
  • проверить умение сопоставлять зрительный образ со словесным;
  • проверить знание лексического значения слов;
  • развивать умение работать в творческой группе;
  • развивать творческие способности учащихся.

Оборудование: компьютер, проектор, интерактивная доска, аудиозаписи былин, три ноутбука.

Предварительная работа:

  1. Разделить класс на 3 команды.
  2. Подготовить  аудиофайлы с записями былин;
  3. Обеспечить наличие 3 ноутбуков;
  4. Подготовить файлы с пазлами (электронная версия) – 3 шт.

 

Ход урока:

1. Организационный момент.

Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих. Ученики рассаживаются группами: 3 команды = 3 группы.

2. Этап актуализации знаний, умений, навыков.

1) Есть фольклорные песни, которые знают и поют все, кто вырос и воспитан на них, а есть и другие, которые могут петь лишь профессионалы. В деревнях сказители пользовались почётом и уважением. Вокруг них всегда собиралось много слушателей, которые с трепетом и вниманием переживали истории богатырей. Представьте себе зимний вечер, крестьянскую избу. Потрескивает лучина. Задумчиво певец перебирает струны. И вот негромким голосом он начинает…

(аудиофайл,звучит былина  «Добрыня Никитич и Алеша Попович».)

- Жанр этого произведения?  (Былина.)

- Дайте определение этого жанра (Былина—жанр фольклора, стихотворное героическое повествование о подвигах русских богатырей, об их борьбе с врагами Русской земли и с жестокими и бесчестными князьями и боярами.)

- По каким жанровым особенностям вы узнали, что это отрывок из былины?(У былины плавный, напевный ритм. Они пелись часто под аккомпанемент гуслей. Называется имя богатыря и сообщается, откуда и куда он едет. Именно для былины характерны повторы:

                                   Из того ли то из города из Мурома,

Из того ли села из Карачарова…)

2) Индивидуальное задание – 3 человека.

Задание: собрать из пазлов фигуру богатыря, по внешнему облику определить его имя (работа выполняется каждым ребенком на индивидуальном  ноутбуке, варианты пазлов разные).

3) Ознакомление с условиями игры:

Класс разделен на три команды. Прежде чем назвать ответ, вы должны обсудить его в команде. Для того чтобы игра прошла организованно, выберите капитана команды. Он будет называть тему, в которую играет команда, а затем озвучивать ответ.

Заработанные очки (от 10 до 50 за правильный ответ) складываются по командам, а в конце подсчитываются (учитывайте, что задания разные по степени сложности: от 10 баллов до 50 по возрастанию). Выявляется команда-победитель.

Через мультимедиа-проектор запускается презентация,  и учащиеся начинают игру.

 

3. Этап обобщения (игра)

 

1. Машина времени

Вопрос

Количество баллов

Правильный ответ

В каком веке создавалось большинство известных нам былин?

10

В IХ-XI веке

Как называли былины в народе?

20

Старина, старинушка, старица

Когда и кем впервые был введён термин былины?

30

В 1839 году Иваном Сахаровым

П. Н. Рыбников, записавший былины этого сказителя, восклицал: “И где … научился такой мастерской дикции: каждый предмет у него выступал в настоящем свете, каждое слово получало своё значение”. Назовите фамилию этого сказителя.

40

Трофим Рябинин

Илья Муромец был официально канонизирован в  в числе еще 69 угодников Киево-Печерской лавры.

В каком году это было?

50

в 1643 году

2. Богатыри

Вопрос

Количество баллов

Правильный ответ

А и тут Илье ему и славу поют,

А и славу поют ему век по веку!

Откуда эти строки?

10

«Илья  Муромец  и соловей-разбойник»

«Богатыри», «Витязь на распутье». Кто автор этих картин и кто на них изображён?

20

Виктор  Михайлович  Васнецов;

Добрыня  Никитич,  Алёша Попович  и  Илья  муромец

Кто с такими словами обращается к Илье Муромцу:

Ай же старый казак да Илья Муромец!
Да садись-ка ты со мной за единый стол,
Ешь-ка  ествушку мою сахарную,
Пей-ка  питьица мои медвяные,
Одевайся ты в мою одежду драгоценную
И держи-ка мою золоту казну!

30

Калин-царь

Все вы помните картину В. М. Васнецова «Богатыри» и её героев – Илью Муромца, Алёшу Поповича и Добрыню Никитича. С кем Илья Муромец мерялся силой в поединке богатырском – с Добрыней или Алёшей?

40

С Добрыней Никитичем

Илья Муромец защищал Русь от половцев, состоя на службе у князя… Как звали князя?

50

Владимир Великий (согласно преданиям);

Святослав (Илья Муромец как реальная личность)

3. Цитаты

Вопрос

Количество баллов

Правильный ответ

Кто похвалялся: «Встречу Илейку, русского богатыря, на ладонь его положу, другой – прихлопну, и останется от него грязь да вода!»?

10

Идолище Поганое

«Ту дороженьку расчистил я

Богатырь …. .

Вырыл клад, да без  клада назад

Воротился и опять небогат!

А судьбу я за гриву ловлю,

Норовистуюобъезживаю,

И судьбина для меня – за коня!»

Чьи это слова и где были записаны?

20

Илья Муромец выдолбил новую надпись на камне

КОНКУРС  СКАЗИТЕЛЕЙ!

30

Задание: выразительно прочитать отрывок из былины (по выбору) объемом не менее страницы

Наехал Илья Муромец на развилку трёх дорог, а там камень-горюч лежит с надписью: «Если прямо ехать – женату быть, направо ехать – женату быть, а налево ехать – богатому стать». Две дороги Илья проехал и очистил от ворога. Какую дорогу решил оставить Илья Муромец кому-нибудь молодому?

40

«Пусть какому-нибудь молодому богатство достанется»

 

В какой былине конь Ильи Муромца так описывается:

Его добрый конь да богатырский
С горы на гору стал перескакивать,
С холма на холм стал перемахивать,
Мелки реченьки, озёрки промеж ног пускать?

50

«Илья  Муромец  и Соловей-Разбойник»

4. Колесо истории

Вопрос

Количество баллов

Правильный ответ

Что такое былина?

10

Былина – один из видов устного народного творчества.  В них рассказывается о подвигах богатырей.

Как звали старших богатырей ?

20

Святогор,  Дунай,  Волх,  Потыка

Отвечая на вопрос князя Владимира, Илья Муромец скажет: «Я старый казак да Илья Муромец, Илья Муромец да сын Иванович». А чьим сыном был Соловей-Разбойник?

30

Сын Одихмантия. «Сидит соловей-разбойник, Одихмантьев сын»

Кого на Руси называют крестовыми братьями? Назовите крестовых братьев Ильи Муромца

40

Тех, кто побратался, обменявшись нательными крестами;

Святогор и Добрыня Никитич

Он умеет обращаться в животных: рыб он ловит в образе щуки, птиц — обернувшись соколом, лесных зверей — серым волком. Он чародей и оборотень. Как зовут этого богатыря?

50

Вольга Святославович (Волх)

5. «Былинный» словарь

Вопрос

Количество баллов

Правильный ответ

Что означают слова колчан

и кольчуга?

10

футляр для стрел;

старинные воинские доспехи в виде рубашки из стальных колец

Что означают слова палицашелом   и  щит?

20

Старинное оружие, тяжелая дубинка с утолщенным концом;

Воинский доспех, защищающий голову;

Округлая металлическая доска, защищающая в бою от стрел

Объясните значения слов

булатный  и сафьян

30

Старинная сталь с узорчатой поверхностью;

Специально выделанная тонкая козья или овечья кожа

Из Чернигова в Киев Илья Муромец отправился по прямоезжей дороженьке.

Какая дорога называется прямоезжею

и  сколько вёрст ему пришлось проехать?

40

прямая;

пятьсот верст

Чем различаются выражения

«отправился за получкою»  и

« А тут стали мужички с меня грошей просить»?

50

Отправиться за данью;

Взимать пошлину с путников

(или - иронично - о грабеже)

Былины глубокими корнями связаны с народной культурой, с народным языком, с народным мировоззрением. Строки древних героических песен донесли до нас через века самое заветное, самое дорогое для русских людей - любовь к Родине. Это чувство сделало былины равно понятными и близкими всем людям, любящим свою родину и свой народ.                                           

 

4. Рефлексия. Подведение итогов.

 

Проверка индивидуальных заданий:

1 вариант – Илья Муромец

2 вариант – Алеша Попович

3 вариант – Добрыня Никитич

 

Подсчет баллов и выявление команды-победителя. Награждение.

Выставление отметок.

 

5. Домашнее задание.

Выучить наизусть отрывок из былины (по выбору).

 

Категория: Методическая копилка | Добавил: zotova_mi (23.12.2016)
Просмотров: 133 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar