Главная » Статьи » Методическая копилка

Роль учителя английского языка в воспитании свободной и нравственной личности (учителя английского языка Чернова Т.И. и Полухина Д.Ю.)

Каждый школьный предмет, по сути, является инструментом становления личностных качеств человека, его социальных и духовных ориентиров. Не являясь исключением, учебный предмет «Иностранный язык» имеет существенную особенность: он изучается как средство общения, поэтому тематика и обсуждаемые ситуации на наших уроках очень разнообразны. Иностранный язык, как никакой другой учебный предмет, открыт для использования содержания из различных областей знаний, содержания других учебных предметов.

Среди тем, обсуждаемых в ходе изучения иностранных языков, звучат многие насущные вопросы. Это и проблемы толерантности, проблемы современной семьи, благотворительности, материализма и национальной культуры, свободы выбора, произвола и своеволия, проблемы нищеты и борьбы с ней.

К методам и приемам, содействующим нравственному воспитанию учащегося на уроке иностранного языка, могут быть отнесены коллективные формы взаимодействия. Среди них можно выделить групповую и парную работы. Именно в группах и парах проходит обсуждение той или иной проблемы, именно во взаимодействии с окружающими детьми складываются определенные точки зрения. Причем работа не заканчивается одним лишь обсуждением. Решение, принятое в ходе обсуждения какой-то проблемы, презентуется всему классу, в то время как класс выбирает лучшее решение и обосновывает свой выбор.

Следующим эффективным приемом работы в упомянутом выше направлении является ролевая игра. Ролевая игра также является формой коллективного взаимодействия. Однако в данном случае каждый ученик уже несет индивидуальную ответственность за принятое решение. В то же время в ролевой игре обычно предварительно оговаривается траектория поведения участника игры в определенной ситуации. Хотя в некоторых случаях оговариваться может только результат взаимодействия, тогда как способ поведения остается за выбором самого учащегося.

В ходе использования данного приема работы учащиеся анализируют уместность, необходимость и эффективность той или иной модели поведения. Задача учителя – показать образцы поведения, обосновав в их с точки зрения разумности и морали, определить поведение ребенка в предполагаемой проблемной ситуации. Иногда корректировать модель поведения может не учитель, а сами дети, предлагая свои варианты и обосновывая свой выбор.

И, конечно, не последнюю роль играют тематические уроки. Проектная методика обучения иностранным языкам даёт большие возможности для формирования у учащихся таких общечеловеческих ценностей, как уважительное и толерантное отношение к другой культуре и более глубокое осознание своей культуры. Сравнивая зарубежного сверстника и самих себя, страны, учащиеся выделяют общее и специфичное, что способствует объединению, сближению, развитию понимания и доброго отношения к стране, её людям, традициям. Для достижения этих целей на уроках иностранного языка в школе используются самые разнообразные формы и приёмы учебной и внеклассной работы.

Для воспитания большое значение имеет позиция педагога, характер его отношений с детьми. Исследования показали, что воспитание свободного человека зависит от следующих условий:

1.Отказ от жесткой регламентации жизнедеятельности учащихся, обучение их способам самоорганизации и саморегуляции.

2.Направленность педагога во внутренний мир- мир переживаний детей.

3.Признание педагогом внутреннего мира ребенка-индивидуального Я.

4.Отказ наставников от прямых ответов на актуальные вопросы, от решений за него и даже вместе с ним какой- либо проблемы.

5.Включение учащихся в различные ситуации, способные стать для них событиями, приобрести личную значимость и стимулировать социальный выбор.

В УМК “Spotlight”, с которым работают многие учителя нашего города, в 10 и 11 классах, в каждом модуле есть раздел Literature, где приводятся отрывки из художественных произведений мировой литературы. В данном разделе УМК представлены отрывки из следующих шедевров мировой художественной литературы:

«Маленькие женщины» Л. М. Олкотт (10 класс Модуль 1)

 «Оливер Твист» Ч. Диккенс (10 класс Модуль 6)

«Призрак Оперы» Г. Леру (10 класс Модуль 7)

«Машина Времени» Г. Уэлса (10 класс Модуль 8)

«Преданный друг» О. Уайльд (11 класс Модуль 1)

«Джейн Эйр» Ш. Бронте (11 класс Модуль 2)

«Большие Надежды» Ч. Диккенс (11 класс Модуль 3)

«Приключения Тома Сойера» М. Твен (11 класс Модуль 4)

«Тэсс из рода д’Эрбервиллей» Т. Харди (11 класс Модуль 5)

На данных уроках учащиеся обсуждают вопросы нравственности, свободы и своеволия, семейных отношений, затрагиваются и обсуждаются проблемы, позволяющие формировать навыки критического мышления, соотносить свои взгляды с нормами общественной морали. Учитель имеет возможность формировать мировоззрение ученика, его нравственный облик, так как предмет «Иностранный язык», кроме области конкретных лингвистических компетенций, затрагивает вопросы отношения и поведения ребенка в той или иной жизненной ситуации.

Таким образом, на своих уроках мы обогащаем духовный мир личности на основе приобретения знаний о культуре страны изучаемого языка, обычаях, правилах, нормах, социальных стереотипах.

Категория: Методическая копилка | Добавил: zotova_mi (03.12.2018) | Автор: Чернова Т.И., Полухина Д.Ю.
Просмотров: 26 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar